Действие фильма происходит в вымышленной стране, в маленьком городке. За
20 лет до этого около города произошла катастрофа, истинная причина
которой в фильме только предполагается. Поражённую территорию, названную
«Зоной», оградили военные, людей эвакуировали.
В Зоне происходят таинственные явления. Главный герой фильма, Сталкер,
водит людей в Зону и обратно (за что просидел 5 лет в тюрьме). Люди
стремятся попасть в «Комнату», место в Зоне, где исполняются любые
человеческие желания.
Фильм начинается черно-белым в доме у Сталкера. У него жена и дочь
инвалид с парализованными ногами, которую зовут Мартышка. Жена
эмоционально отговаривает мужа ходить в Зону, просит не покидать её
снова. Однако он всё равно покидает дом. Далее Сталкер идет в кафе, где
встречает своих новых клиентов, Профессора и Писателя (их имена не
называются). Главные герои следуют в Зону, пробираясь сквозь военный
патруль на Land Rover, затем углубляются в Зону на вагонетке. Путники
движутся неторопливо. Камера плавно следует за ними. Очень высок эффект
присутствия. По мере приближения к Зоне фильм становится цветным.
Зона полна ловушек. Сталкер использует гайки с привязанными кусочками
бинта для их определения. Сталкер требует слушаться его при прохождении.
По мере продвижения к Комнате, Профессор и Писатель рассуждают о своей
жизни и чего они хотят от Комнаты. Писатель решает, что Профессор идёт
за Нобелевской премией, но сам Писатель так и не может толком понять
своих желаний.
Преодолев все ловушки, герои добираются до Комнаты. Оказывается, что
Профессор пронёс с собой портативную 20-килотонную атомную бомбу. Он
хочет избавить человечество от угрозы претворения в жизнь опасных
подсознательных желаний. Сталкер пытается отнять бомбу, но вмешивается
Писатель и всё время отталкивает Сталкера от Профессора. В конце концов
Сталкер убеждает ведомых, что уничтожать Комнату нельзя, и Профессор
обезвреживает и выбрасывает бомбу. Герои не решаются войти в Комнату.
Переночевав, уходят назад.
После возвращения становится понятно, что поход в зону изменил их,
несмотря на недостигнутую цель.
Сталкер говорит жене, что никто не верит в возможности Комнаты и решает
не водить людей в Зону.
[править]
В ролях
Александр Кайдановский — Сталкер
Николай Гринько — Профессор (озвучивает Сергей Яковлев)
Анатолий Солоницын — Писатель
Алиса Фрейндлих — жена Сталкера
Наташа Абрамова — дочь Сталкера
Файме Юрно — дама за рулём
[править]
Съёмочная группа
Авторы сценария: Стругацкие, Аркадий и Борис; Андрей Тарковский (в
титрах фильма — Зубков)
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор: Александр Княжинский
Художник-постановщик: Андрей Тарковский
Художник-декоратор: Рашид Сафиуллин
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукорежиссёр: Владимир Шарун
Монтаж: Людмила Фейгинова
Директор фильма: Александра Демидова[2]
Директор фильма: Вилли Геллер
Ассистент Тарковского: Мария Чугунова
Дублёр заменяющий Сталкера: Олег Фёдоров
[править]
Детали DVD-релиза
Дата релиза: 2006-11-07
Рейтинг: NR (без рейтинга)
Формат изображения: 1.33:1, цветной фильм
Язык оригинала: русский, дополнительные языки: английский, французский
Время: 163 минуты
Количество дисков: 2
присутствуют дополнительные материалы с документальным фильмом о съёмках
и фотографиями[3]
[править]
Критика
Так тяжело давшийся режиссёру фильм открывает зрителю и киноведам
позднего Тарковского. Непрерывность действия, неторопливого,
парадоксально бесконечного, подчёркнуто словами Сталкера о том, что в
зоне прямой путь не самый короткий.
В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к
идеальному и, в конечном итоге, к цели пути — Комнате желаний, весь
смысл картины. Самое начало картины — путешествие на дрезине, снято как
путешествие в иной, сюрреалистический мир. В мире Зоны все привычные
ориентиры рушатся, то, что опасно в обычной жизни, тут бессмысленная
груда металлолома и мусора. Грозные «ловушки» зоны в фильме не столько
ловушки физические, сколько духовные и психологические.[2][4]
В заключительном этапе своего творческого пути Тарковский приходит к
минимализму. Аскетичная последовательность сюжета, прямая перспектива
ключевых кадров, цветовая гамма, стремящаяся к монохрому — всё подчинено
одной цели.
Христианская символика и духовный мотив, движущий героями, отчетливо
проявляются в сюжете. Вера троих главных героев подвергается тяжёлому
испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают этого
испытания. Сталкер возвращается из зоны к жене и больной дочери
разочарованным в людях.[2]
Как пишет известный исследователь творчества Тарковского Майя Туровская:
Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к
той степени единства и напряженности, когда он почти перестаёт быть
«внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди. Кажется
даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших
режиссера долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и
отданный экрану, из «Сталкера» вычтен. За этот счет «Сталкер» выглядит
гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было «Зеркало». Но в чём-то
он кажется и беднее прежних картин Тарковского. В нём не ощущается того
трепета, той вибрации жизни, рвущейся наружу, той бытийственности,
которая всегда составляла неоспоримую прелесть лент режиссера, их
завораживающую оптическую силу.[2]
Тарковский в результате долгой работы со сценарием последовательно
исключил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в
«Пикнике на обочине». Путешествие героев по Зоне из приключения
становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое
отчаяние.
Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний
мотив сюжета, стала важной составной частью действа. В фильме Тарковский
снял своих любимых актёров Гринько и Солоницына. К ним добавилось и
новое для него лицо — Александр Кайдановский, столь убедительно
сыгравший «юродивого». Его Сталкер не выглядит авантюристом,
зарабатывающим столь рискованным способом, а скорее мучеником или
апостолом своей веры.
Мне было очень важно, чтобы сценарий этого фильма отвечал трем
требованиям единства: времени, пространства и места действия. […] в
«Сталкере» мне хотелось, чтобы между монтажными склейками фильма не было
временного разрыва. Я хотел, чтобы время и его текучесть обнаруживались
и существовали внутри кадра, а монтажная склейка означала бы
продолжение действия и ничего более, чтобы она не несла с собою
временного сбоя, не выполняла функцию отбора и драматургической
организации материала — точно я снимал бы фильм одним кадром.
[править]
Создание
[править]
Предыстория
В 1974 году Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими, сообщив о
своей заинтересованности экранизировать их повесть «Пикник на
обочине».[5]
В феврале 1976 года Тарковский официально получил разрешение на начало
съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К марту 1976 года
Стругацкие заканчивают уже 3-й вариант сценария, который пока никак не
устраивает режиссёра. Писатели терпеливо относятся к бесконечным
переделкам будущего сценария.[1]
«Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. —
Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к
тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе
нашего гения бы удовлетворил».[6]
[править]
Съёмки
15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена в фильме
«Сталкер». Команде, которая создавала картину, пришлось столкнуться с
непредвиденными трудностями. Рабочее название картины было «Машина
желаний». По этим вариантам сценария к июлю 1977 года была закончена
первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл
крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою «Пикника на
обочине» Рэдрику Шухарту).[6]
Уже в этот момент начинаются сложности, фильм выходит за рамки бюджета,
сценарий непрерывно переделывается прямо по ходу съёмок, которые
продвигаются тяжело и медленно.
9 августа 1977 года около 6 тыс. метров отснятого материала (из 10 тыс.)
при проявке плёнки безвозвратно погибли из-за халатности персонала.
Дело закончилось серьёзной размолвкой Тарковского и оператора Георгия
Рерберга. Работа Рерберга не устраивала Тарковского, более того — он
считал его ответственным в истории с браком при проявке.[7]
Кадр из фильма: Профессор (Николай Гринько), Писатель (Анатолий
Солоницын) и Сталкер (Александр Кайдановский) в Зоне
Следует отметить, что ещё в июле 1977 г. Тарковский смог получить
разрешение на увеличение бюджета картины до двух серий. Рабочие
материалы первого варианта фильма совершенно не устроили режиссёра,
скрупулёзно относившегося к любой, даже самой мелкой, неточности в
кадре. В сентябре-октябре 1977 г. съёмки продолжили, с новым оператором
(Леонидом Калашниковым) и художником-постановщиком (Шавкатом
Абдусаламовым). Однако весь этот материал Тарковский забраковал.
Началась зима, а такая натура никак не укладывалась в сценарный ход
событий картины.[1]
Сценарий в очередной, уже в примерно в восьмой или девятый, раз
переписан. В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и был вынужден
приступить к съёмкам заново. Изменилась концепция: полностью исчезло
научно-фантастическое начало, и Кайдановский сыграл юродивого Сталкера. В
третьем варианте оператором стал Александр Княжинский. В конце концов с
третьего захода фильм был полностью переснят с июня по декабрь 1978
года.
25 мая 1979 года состоялся первый закрытый показ картины «для своих» в
студии «Мосфильм». Фильм долго не выпускали в прокат. Премьера
состоялась только в мае 1980 года, но в Москве фильм прошёл только на
трёх экранах.[1]
И, продолжая задумываться, вдруг понимаешь, что это умение Тарковского
заставить человека стать другим касалось не только Саши [Кайдановского],
не только актеров, но и всех зрителей фильма. Именно это и делает с
нами «Сталкер» — выворачивает из каждого то, чего он категорически
показывать никому не хочет. […] Тарковский со «Сталкером» удивил всех:
одних расстроил, других восхитил. Но заглянуть в глубь себя и переменить
свое первое мнение сумели далеко не все. И захотели не все
члены съёмочной группы «Сталкера» Евгений Цымбал[1]
[править]
Места съёмки
Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в
Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения (позже в
этих краях снимут кадры планеты Десса из фильма «Через тернии к
звёздам»). Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной
группе было негде жить.
После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм
«Сталкер» снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе
старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи
котельной. Натурные съёмки происходили в 1977—1978 гг.[7]
Апокалиптические пейзажи Зоны удались столь достоверно ещё и потому, что
недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в
реку, ставшую мёртвой.
Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в
студии «Мосфильма».[8]
[править]
Культурное влияние
Как подчёркивал Тарковский, для становления его как художника большое
значение имело творчество Феллини, одного из самых уважаемых им
режиссёров.[9]
В настроениях и атмосфере фильма «Сталкер» ощущается влияние
фантастической картины Криса Маркера «Взлётная полоса» (1962).[10]
Как признают критики, атмосфера и влияние картины Тарковского ощущается в
таких фильмах, как «Элемент преступления» и известном фантастическом
фильме Мамору Осии «Авалон».[11][10]
Исследованию картины как кинематографического, культурологического и
философского феномена посвящено множество научных трудов.[12]
Известный американский музыкант Роберт Рич, вдохновлённый картиной
Тарковского, в 1995 году записал альбом «Сталкер».[13]
Роль Сталкера в корне изменила жизнь и творческую судьбу Александра
Кайдановского. После съёмок у Тарковского он поступил на курсы
режиссёров. К сожалению, больше совместно поработать им не удалось.[14]
В память о фильме Тарковского, явлении в мировой культуре, с 1993 года в
Москве проводится кинофестиваль «Сталкер».[15]
[править]
Особенности
[править]
Цитаты
В фильме использованы стихи :
Фёдора Тютчева — «Люблю глаза твои, мой друг…»
Арсения Тарковского — «Вот и лето прошло, словно и не бывало…»
Также цитируются :
Апокалипсис — Откр.6:12-16,
Евангелие от Луки — Лк.24:13?−18 (до «один из них, именем…»)
Дао Дэ Цзин (гл. 76).[16]
[править]
Отличия от книги
В фильме от книги остался только образ зоны (также своеобразно
трактованный Тарковским) и понятие сталкера, как проводника в зоне.
Зона — это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не
возвращаются тем же путём, которым шли. Здесь каждую минуту всё
меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться
следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду.
Среди ловушек встречаются места с высокой гравитацией. Для их выявления
сталкер использует гайки с привязанными к ним бинтами. Этот приём
использует и главный герой «Пикника на обочине».
В первоначальном варианте сценария был «зелёный рассвет» Зоны, ловушка,
связанная с петлёй времени, но в окончательный сценарий они не вошли.[2]
В книге дочь Сталкера назвали Мартышкой, поскольку она была покрыта
шерстью, как обезьяна. В фильме у неё другой дефект (нет ног), но
прозвище осталось.
[править]
Интересные факты
В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было
предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь
фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.[17][18]
В двух эпизодах фильма мимолётом виден листок отрывного календаря «28
декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и
что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря
1986 года.
Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой
Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В
2006 году, на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и
английском языках, о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
В том же месте, где снимали основную часть фильма, в районе реки Ягала в
Эстонии, позже была снята сцена уничтожения Вечности в фильме Андрея
Ермаша «Конец вечности».
Долгое нахождение в экологически загрязнённом районе съёмок отрицательно
сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и
на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений
только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как он ни разу не
был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
[править]
Награды
Специальная премия жюри (Интерфильм и ОСИК) на МКФ в Каннах;
Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году;
Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в
Каннах в 1980 году;
Специальный приз «Лукино Висконти» режиссёру Андрею Тарковскому в
конкурсе «Давид ди Донателло» в 1980 году.
Приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде в 1981
году.
Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981
году.
Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических
фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.